Нет-нет, у народа не трудная роль:
Упасть на колени - какая проблема! -
За все отвечает король,
А коль не король, ну тогда - королева!
Владимир Высоцкий
Впрочем, этот король - великий волшебник: он простирает свою власть
даже на умы своих подданных; он заставляет их мыслить так, как ему
угодно. Если у него в казне лишь один миллион экю, а ему нужно два, то
стоит ему только сказать, что одно экю равно двум, и подданные верят.
Если ему
приходится вести трудную войну, а денег у него вовсе нет, ему
достаточно
внушить им, что клочок бумаги - деньги, и они немедленно с этим
соглашаются. Больше того, он внушает им, что его прикосновение
излечивает их от всех болезней: вот как велики сила и могущество его
над умами!
Шарль-Луи Монтескье. "Персидские письма"
Когда в октябре 2007 года на подиум съезда "Единой России" въехал в
инвалидной коляске паралимпийский чемпион Михаил Терентьев и стал уговаривать
Владимира Путина остаться "с нами, с Россией", я, честное слово, ждал,
что вот-вот произойдет чудо исцеления. Живо представлял себе эту
картину: под воздействием могучего биополя президента тяжкий недуг
отступает, оратор встает и покидает подиум под овации зала на своих
ногах. Ведь все к тому шло. Игуменья Елисавета публиковала слезную мольбу
к "Его Высокопревосходительству" не бросать народ-сиротинушку: "Народ -
дитя, но мудрым своим сердцем он чувствует, кого избирает Господь, и
верит избранному,.. тянется за Вами, как за кормчим большого корабля,
чувствуя, что Вы ведомы десницею Божьего промысла". И разносилась
смутная, как и полагается, молва о том, что где-то не то в дальнем
монастыре, не то на даче у какого-то чиновника мироточит портрет отца
нации.
Атмосфера государственно-религиозного экстаза, царившая тогда,
вспомнилась по случаю недавнего "хождения в народ" наших дуумвиров.
Разница в том, что теперь уже нет былой экзальтации. О благодати,
исходящей от первых лиц, информационные агентства сообщают как о чем-то
будничном, само собой разумеющемся. Особенно характерны в этом
отношении репортажи о посещении премьер-министром роддома в Сухуми.
Оказывается, как радостно доложила вождю главный врач Лиана Ачба,
накануне высочайшего визита там произошел необычайный взрыв
рождаемости. "Вместе с двумя новорожденными у нас уже родилось 14
детишек, только за вчерашний день было десять родов, такого никогда не
было", - цитирует
медика РИА "Новости". Но этого мало: за две минуты до приезда Путина
родилась двойня. Младенцев мужского пола "единодушным решением
коллектива роддома назвали Володей и Дмитрием". Интересно, если бы
родились девочки, какое единодушное решение принял бы коллектив?
Назвать их Людмилой и Светланой?
Дух захватывает от одного лишь вопроса: что произойдет, если премьер посетит клинику, где лечатся от бесплодия?
Но не будем полагаться на единственный источник. Посмотрим, что сообщают об этом же событии "Известия". Здесь есть нюансы:
- Где новорожденные? Показать! - на весь роддом забасила главврач Ачба.
- Они пока в смазке, но мы их обработаем, - отозвалась медсестра из отделения.
- Мы им уже имена дали - Владимир и Дмитрий, - сообщила Ачба.
- Как мать? - поинтересовался здоровьем счастливой родительницы российский премьер.
- Мама, наверное, возражать не будет, - не поняла премьера акушерка и,
завидев президента Абхазии Сергея Багапша, поспешила добавить:
- Следующего Сергеем назовем.
Прежде верхом лизоблюдства я считал вопрос электрика Виталия Потапова
из Новгородской области, заданный Путину "по прямой линии" в декабре
2003 года. Ведь дозванивался человек, рвался спросить президента о
чем-то сокровенном и наболевшем. И спросил:
"Я знаю, что в ночь перед выборами в Госдуму у Вашей любимой собаки
Кони родились щенки. Я бы хотел узнать, как щенки себя чувствуют и
какова их дальнейшая судьба?" Но Лиана Ачба превзошла Виталия Потапова.
Заглянем и в художественное повествование "Коммерсанта":
Премьер попятился. Главврач наступала:
- Посмотрите на двух последних... посмотрите на близнецов! Привезли двадцать минут назад! Владимир и Дмитрий!
Владимиру Путину все-таки удалось освободиться, и он, отходя от палаты, пробормотал:
- Пускай все-таки родители решают...
Тут главврач увидела, что рядом с премьером идет президент Абхазии Сергей Багапш.
- А следующий Сергеем будет! - пообещала она ему.
Вариант "пускай родители решают" признан каноническим и в такой редакции размещен
на сайте председателя правительства. Все правильно. Вождь должен
воспринимать наивные, но искренние проявления народной любви с
добродушной иронией и мягкой отеческой улыбкой. Улыбка на сайте
председателя тоже есть.
Рядом с текстами о посещении роддома в Сухуми достоин стоять лишь репортаж из пхеньянского роддома, опубликованный недавно в журнале "Корея сегодня":
Иностранцы, осмотрев Пхеньянский родильный дом, признают, что корейские женщины являются самыми счастливыми в мире...
Руководительница Детской ассоциации российско-корейской дружбы имени
Ким Чен Ира в средней школе № 11 города Хабаровска Людмила Ревкова,
увидев, как в Пхеньянском родильном доме, оснащенном новейшим
медицинским оборудованием, многочисленные женщины получают
медобслуживание бесплатно, сказала, что в капиталистическом обществе
нельзя и думать, чтобы государство создавало все условия для улучшения
здоровья женщин.
Теперь ознакомимся с рассказом о прогулке Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича по набережной Сочи.
Многие сочинцы и гости города не сразу обращали внимание на
руководителей страны. Одна из отдыхавших даже предположила, что по
набережной гуляют двойники президента и премьера. "Нет, не двойники,
вполне живые", - с улыбкой ответил ей Медведев.
Это интересный поворот. Обычно в исторических анекдотах о правителях,
гуляющих или путешествующих инкогнито, публика не узнает их и лишь
впоследствии обретает бесспорное доказательство общения с небожителем.
Например, существует история
о том, как Александр I после прогулки по Английской набережной нанял
извозчика до Зимнего, а так как денег у него при себе не было, оставил
в залог офицерскую шинель, в которую был одет. Когда из ворот дворца
вышел посыльный и протянул не признавшему государя извозчику 25 рублей,
тот не отдал шинель - дескать, шинелька дороже стоит, а кто ты таков,
неизвестно; пускай сам седок выйдет. "Неизвестно, чем бы это кончилось,
- заключает мемуарист, - если б не случилось пройти тут любимому кучеру
царскому Илье, которого в Петербурге знает всякий ребенок: тот
подтвердил уверения камер-лакея, и тогда уже восторг извощика был
неописанный".
Сочинцы, как видим, узнали соправителей, но засомневались, настоящие ли
они. Видимо, мысль о том, что первые лица могут запросто, как простые
смертные, гулять по набережной, не укладывалась у них в голове,
особенно после памятной экскурсии Медведева по Геленджику.
Но это еще не все. После прогулки Путин и Медведев заходят в кафе,
посетители которого смотрят по телевизору футбольный матч Россия -
Аргентина.
К моменту их прихода сборная России проигрывала 1:3. Медведев с
сожалением отметил, что в первом тайме игра российской команды, которая
и открыла счет в матче, была более успешной, и предложил другим
посетителям кафе активнее болеть за соотечественников.
Спустя буквально несколько минут, сборная РФ забила еще один мяч в ворота аргентинской команды.
Здесь впору вспомнить знаменитый эпизод
с трактором из фильма Михаила Чиаурели "Клятва" (1946). Желая
продемонстрировать вождю свою первую продукцию, рабочие Сталинградского
тракторного завода пригоняют машину прямо в Кремль, где по Соборной
площади величаво шествует Сталин с соратниками. И надо же такому
случиться: в самый ответственный момент у железного коня глохнет мотор.
Тотчас появляется Бухарин в кепчонке и с портфельчиком, злорадно
усмехается: "Чем на такую чепуху тратить время, уж лучше покупать в
Америке!" Сталин подходит к трактору и мгновенно определяет дефект: "Ну
конечно - свечи". Бухарин продолжает бесноваться, но неисправность
устранена. Сталин лично садится за руль и едет по Кремлю, мысленно
вспоминая мечту Ильича об отечественной сельхозтехнике.
Было бы необъективно не обратиться и к заморским примерам сакрализации лидера.
Христианские проповедники-афроамериканцы любят сравнивать Авраама
Линкольна с Иисусом: оба родились в семье плотника, оба рассказывали
притчи, обоих убили в Страстную Пятницу. Как и в жизнеописаниях Христа,
в рассказах современников о Линкольне много апокрифических деталей.
Адмирал Дэвид Диксон Портер описал
сцену, которую он будто бы наблюдал собственными глазами в Ричмонде,
поверженной столице южан, за несколько дней до их полной капитуляции.
Престарелый негр, сообщает мемуарист, отделился от группы землекопов,
бросил лопату, пал на колени перед президентом, поцеловал его башмак и
воскликнул: "Вот он, великий мессия! Много лет я хранил его образ в
своем сердце, и вот он явился освободить своих детей от оков! Теперь я
знаю, что свободен, ибо я узрел отца Авраама. Слава, аллилуйя!" На что
Линкольн якобы ответил так: "Благодари не меня, но Господа за свободу,
которую ты отныне обрел. Я всего лишь недостойное орудие Бога".
Прошу заметить: "орудие Бога". Фаталист, визионер и мистик, Линкольн был уверен в этом.
И разумеется, нельзя не сказать об обамамании. В ходе своей
президентской кампании Барак Обама наряду со словом "перемены" часто
произносил слово promise - "обетование". Для Америки это важное
понятие. Эта страна создавалась религиозными диссидентами, искавшими за
океаном Землю обетованную. Идея свободы и глубокая вера в свое
мессианство - две стороны одной медали. "Божья благодать в отношении
Новой Англии, - писала Гарриет Бичер-Стоу, автор "Хижины дяди Тома", -
это предвестие славного будущего Соединенных Штатов, призванных нести
свет свободы и религии по всей земле и вплоть до великого Судного дня,
когда кончатся войны и весь мир, освобожденный от гнета зла, найдет
радость в свете Господа".
И снова в храмах черные священники называли Обаму мессией, и сам он
держался так, что Хиллари Клинтон однажды не выдержала и ехидно
спародировала его фразеологию и манеру говорить. "Ни одна из проблем,
стоящих перед нами, не имеет легкого решения, - сказала она. - Я могу
встать здесь и сказать: "Давайте соберемся все вместе. Давайте
объединимся. И тогда отверзнутся небеса, и воссияет свет, и мы услышим
ангельский хор, и каждый поймет, что должен совершать правильные
поступки, и мир станет идеальным". Наверно, потому, что я живу на свете
немного дольше, я не питаю иллюзий по поводу того, какая тяжкая работа
предстоит".
Я даже видел в меню одного ресторана бургер "Обама" - между прочим, под
русским соусом, как называют в Америке смесь майонеза c cоусом чили,
красным перцем и мелко нарубленными солеными огурцами. Из блюд,
названных именами политиков, мне вспомнились лишь салат "цезарь" и
пирожное "наполеон". И все же обамамания, охватившая тогда страну, была
сродни популярности не святых, а звезд шоу-бизнеса. К чести
американцев, вскоре после избрания обамамания пошла на спад и бургер из
меню исчез.
Английский антрополог Джеймс Фрезер видел
истоки идеи сакральности средневековых королей Европы и веры в их
способность исцелять наложением рук в воззрениях первобытного общества:
"Точно так же вожди туземцев с острова Тонга считались способными
излечивать золотуху и случаи отвердения печени прикосновением своих
ног".
По мнению
французского историка Марка Блока, автора исследования
"Короли-чудотворцы", сакральность королей Англии и Франции, исцелявших
прикосновением больных золотухой, более позднего происхождения - она
берет свое начало в христианстве: "Правители Запада вновь официально
сделались священными особами благодаря новому установлению - церковному
освящению восшествия на престол и прежде всего его основному обряду,
помазанию на царство".
В Европе вера в исцеляющую силу королевской десницы иссякла в XVIII веке, в эпоху Просвещения...